Регистры голоса

В данной статье рассказано о регистрах мужских и женских голосов. Если Вы хотите стать оперным певцом, это просто необходимо знать регистры голоса.

Приветствую вас, читатель моего блога vokalistu.ru.

Регистры голоса: точка перелома голоса

Когда не обучавшиеся пению исполняют гамму (показывая свой певческий диапазон), начиная с самых низких нот своего голоса, то по мере пения вверх им становится сложно петь, и наступает момент, когда голос как бы ломается (у женщин ниже, а у мужчин выше) и взамен полного и мощного делается слабым и жидким (у мужчин схожим на женский), позже чего этим новым голосом легко дозволено спеть еще целый ряд нот. Момент, когда происходит указанная перемена звука, именуется переломом голоса.

При легко и спокойно взятом звуке перемена эта происходит большей частью у баса на верхнем си-бемоль либо си, у баритона на верхнем до либо ре, у тенора на среднем ми либо фа.

Регистры голосаРегистры голоса

Женский перелом голоса

Что касается женщин, то если не учившаяся певица продолжает петь гамму выше перелома голоса, повторно наступает момент, когда ей делается сложным выдерживать звук, и для того дабы облегчить себе последующее пение вверх, приходится еще раз изменять метод звукообразования.
На первом переломе голос ломается внезапно, сразу перескакивая с первого нрава звука на 2-й, при вторичной же перемене звука нет круто выраженного перелома и голос понемногу переходит со 2-го регистра на третий.
У большинства женских голосов данный переход со 2-го регистра на третий начинается со следующих нот:

Регистры голоса

Большое исключение в этом отношении представляют контральто, о чем будет сказано ниже.
Из предыдущего видно, что у женщин существуют три, а у мужчин два естественных характера звука, которые именуются регистрами голоса, так что у женщин существуют три регистра: первый от самой низкой ноты до перелома голоса, второй от перелома до момента необходимости еще раз изменить манеру голосообразования и третий от этого момента до верхнего предела голоса.

Мужской перелом голоса

У мужчин существуют два регистра: первый от самой низкой ноты до момента необходимости смены техники голосообразования и второй от этого момента до верхнего предела голоса. Мужские голоса отличаются от женских, во-первых, тембром, во-вторых, тем, что женские голоса звучат октавой выше мужских, и, в-третьих, регистрами.Регистры голоса

Первые два отличия не сочиняют никакой разницы в технике пения мужчин и женщин, техника эта расходится только в тех случаях, в которых является вопрос о регистрах. Ввиду этого и так как регистры играют в пении громадную роль, я опишу подробнее их отличительные свойства раздельно у женских и у мужских голосов.

Регистры голоса женские

Нижний женский регистр называется грудным, а ноты этого регистра называются грудными нотами. Назван он так потому, что слушателю, и по ощущению самой певицы, кажется, будто звук голоса на грудных нотах образуется внутри груди; если приложить руку к груди, то чувствуется даже дрожание груди. Это не так, звук образуется только голосовыми связками в гортани, ощущение же звука в грудной полости и даже реальное дрожание груди происходит только вследствие резонирования звука в грудной клетке.

Характер женского грудного регистра приближается к характеру мужского голоса. Выше перелома голоса певице делается совсем невозможным петь грудным регистром; голос на переломе сразу обрывается и переходит в следующий регистр.

У разных певиц перелом голоса происходит на разных нотах, в среднем же, как сказано в предыдущем параграфе, перелом случается на ми или на фа, но певицы должны достигнуть уменья выдерживать грудным регистром фа и фа-диез, в чем иногда встречается надобность; выше этого предела грудной регистр очень вреден для голоса и никогда не допускается.Регистры голоса

Самый верхний, третий регистр вследствие резонирования звука, кажется, звучит будто в голове, почему регистр этот называется головным регистром, а ноты его головными нотами. Характер звука этого регистра у необученных голосов часто бывает тонким, жидким, как бы детским, что исправляется постановкой голоса.

Между грудным и головным регистрами заключается средний регистр, называемый медиумом (средним). Иногда его называют микстом (смешанным), потому что характер его звука представляет некоторую смесь грудного регистра с головным. По-русски, хотя это и не вошло в общее употребление, я буду называть регистр этот средним регистром, так как это название заключает в себе смысл обоих иностранных названий, и нет никакой причины, имея для этого совершенно подходящее русское название, обозначить его иностранным словом, тогда как другие два регистра мы называем по-русски.

vokalistu.ru

По мере пения вверх средним регистром грудной оттенок мало-помалу пропадает, а, напротив, увеличивается головной характер голоса, и на высоких нотах звук делается чисто головным. Некоторые певицы в состоянии петь средним регистром даже самые высокие ноты, но это бывает всегда ненатурально, достигается большим усилием, и при этом сам голос делается на высоких нотах грубым, резким и крикливым, что очень вредно для голоса.

 

Регистры голоса

Большие исключения представляют контральто, которые по своим особенностям существенно отличаются друг от друга, почему для них невозможно даже в среднем установить границ регистров; есть контральто, которые совсем не употребляют головного регистра, часто очень утомительного для этого голоса.

Контральто бывают наиболее мужественны и энергичны на грудном регистре, так что сила и полнота этого регистра в соединении с диапазоном голоса служат отличительными признаками контральто. Широкое, выдержанное пение на предельно высоких нотах для контральто очень трудно, почти невозможно.

vokalistu.ru

Регистры голоса

Главное свойство колоратурного сопрано — легкость и свобода головного регистра. Эти голоса блестящи, свободны, звонки; вся их сила и красота — в верхних нотах, низкие же обыкновенно слабы, так что эти голоса лишены возможности хорошо нюансировать в грудном регистре. Некоторые легкие сопрано совершенно лишены природного грудного регистра и поют низкие ноты средним регистром, но эти ноты, взятые средним регистром, очень слабы и беззвучны, так что приходится искусственно вырабатывать грудной регистр.

Меццо-сопрано, сравнительно с другими женскими голосами, обладает большими данными для музыкального колорита. Хотя меццо-сопрано обыкновенно не имеют свободы сопрано на высоких нотах и силы контральто на грудных нотах, зато у них сравнительно с первым голосом более полноты на середине, а сравнительно с контральто гораздо более легкости и свободы вверху. Меццо-сопрано может сделаться одинаково ровным и полным по всему диапазону посредством применения всех трех регистров.

Одна из главных задач первоначального учения пению — совершенно уничтожить перелом голоса и, по возможности, выровнять регистры. Идеал ровности регистров состоит в том, чтобы совсем не было слышно перехода из одного регистра в другой так, чтобы голос по всему протяжению казался одного характера.

Регистры голоса мужские

Как сказано было выше, мужские голоса имеют два регистра; переход из одного в другой не выражен в такой резкой форме, как перелом голоса у женщин, а отчасти похож на переход среднего женского регистра в головной, то есть голос не обрывается вдруг, а только поющему, по мере повышения звука, делается трудным выдерживать первоначальную манеру, и необходимость заставляет переменить регистр.

Подобно женщинам на высоких нотах, мужчина большим напряжением и выкрикиванием может, не меняя регистра, дойти до очень высоких нот, что, однако, некрасиво и вредно. Нижний регистр, как и у женщин, называется грудным регистром, а ноты его называются грудными нотами. Регистр этот занимает большую часть диапазона голоса; это натуральный мужской голос, которым мужчина говорит и который для него наименее утомителен.

vokalistu.ru

У необученного певца голос при переходе на второй регистр делается жидким, пискливым, слабым и напоминающим отчасти женский головной регистр, к которому он значительно приближается и по манере звукообразования, так что его совершенно правильно можно назвать мужским головным регистром, настоящее же название его фальцет, или, по-русски, фистула.

Среднее место перемены регистра у мужских голосов

Итак, у мужчин два природных регистра: грудной и головной (фальцет), то есть сравнительно с женщинами недостает связывающего среднего регистра.

Это отсутствие связывающих звуков в высшей степени неприятно для слуха, а разница между звуками грудного регистра и фальцета настолько велика как по характеру, так и по силе, что мужчина ни терпением, ни старанием никогда не сможет усилить и округлить фальцет настолько, чтобы вполне сравнять его с грудным регистром, и всегда будет слышен как бы скачок из одного регистра в другой.

Поэтому фальцет в вокальном искусстве не допускается совсем и считается безвкусием. Французская школа, правда, допускает частое употребление фальцета, особенно легкими тенорами.

vokalistu.ru

Для получения возможности петь красиво звуки, лежащие выше места перемены регистров, мужчинам приходится прибегать к особому искусственному способу давать голос, напоминающему средний женский регистр тем, что он тоже состоит из смеси грудного регистра с головным (фальцетом), но, в сущности, значительно отличается от среднего регистра. Это так называемый закрытый звук, о котором подробнее будет сказано в разделе «Техника пения».

Из предыдущего видно, что в вокальном искусстве у мужчины допускается только один грудной регистр, но двух типов: 1) чисто грудной внизу, который в отличие от головного звука можно назвать открытым звуком, и 2) закрытый звук вверху. Впредь, говоря о мужских голосах, я и буду принимать в расчет только грудные открытые и закрытые звуки.

Окончательно о регистрах мужских голосов можно выразиться так: если мужчина, начиная с нижних нот, будет петь гамму открытым звуком, то по мере приближения к перемене регистров он начинает ощущать постепенно увеличивающееся затруднение в образовании и выдерживании открытого звука и, наконец, для избежания перехода в регистр фальцета должен будет прибегнуть к закрытому звуку, которым в состоянии будет петь до крайних высоких нот.

vokalistu.ru

Однако, когда он не в состоянии идти выше закрытым грудным звуком, он может взять еще несколько нот чистым фальцетом. Если певец вследствие короткого диапазона не может взять обязательную высокую ноту закрытым грудным звуком, то в очень редких случаях допускается взять ее чистым фальцетом, и то лишь тогда, когда сделать это позволяет характер музыки. У басов чистый фальцет никогда не допускается, исключая разве случаев, когда надо произвести комический эффект.

В заключение этого раздела надо заметить, что есть мужские голоса, которые вследствие слишком открытого, некрасивого характера грудного регистра должны искусственно закрывать голос по всему протяжению его. Другие же поют очень красиво совершенно открытым голосом до значительно высоких нот. Это зависит от индивидуальных свойств каждого голоса, дело учителей определить, как у каждого ученика красивее звучит голос, и сообразно этому вести обучение.

Источник:  И. П. Прянишников «Советы обучающимся пению» (Москва, 2013 г.).

Всего доброго, до свидания на Блоге для вокалистов vokalistu.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *