Запись вокала

Для любого певца рано или поздно встает вопрос о том, как сохранить свое выступление, вам поможет данная статья.

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы поговорим о том, как правильно записывать академический вокал. (Тема для несколько более продвинутых в плане звукозаписи людей и для начинающих вокалистов может лишь разве что послужить как полезное чтиво для общего развития.)

Многие знают о том как записать эстonda-audioрадный вокал, но специфика записи классического вокала несколько иная. Об этих нюансах сегодня и поговорим.

Данный материал был любезно предоставлен человеком весьма компетентным в академическом вокале, с большим опытом концертной и в студийной деятельности, вокалистом со стажем, который не захотел разглашать своего имени. Пообщаться с ним вы можете на форуме вокалистов (ник djangel на http://www.musicforums.ru/vocal)

Запись вокала может быть осуществлена как в студии, так и в концертном зале, соответственно и способы записи и нюансы в каждом случае разные. Рассмотрим оба случая в отдельности.


Запись академического вокала в звукоизолированной студии


При записи в студии певец должен стоять напротив звукопоглощающего экрана: диффузор-рассеиватель (проф. решение), поролон, стена с коробками из-под яиц, элементарная подушка или ширма из холста — не важно. Важно, чтобы не было отражения от стены впереди поющего. Как следствие, певец оказывается в непривычной акустике — академ певец привык ориентироваться на свой отзвук.

Решается проблема тем, что певцу мониторят собственный голос в наушниках с небоradio-2льшой реверберацией — петь становится более-менее комфортно.

Но далеко не все академические певцы сразу могут приспособиться петь в наушниках: это тоже новые для них акустические ощущения.

Само собой, пение в звукопоглощающей студии предполагает запись либо на минус, либо на звук рояля, допустим, пол
ученный из соседнего помещения — все равно певцу придется слушать ансамблирующий источник либо из наушников, либо из негромких мониторов.

Ценность записи в звукоизолирующей комнате та, что есть возможность детальной работы с голосом, отдельно от других звуковых источников, как то: подублевый монтаж, коррекция интонации, тембра, динамики.

Для этой цели лучше использовать стереопару микрофонов в режиме АВ или XY, потому что голос академического певца звучит не только из глотки, одновременно звучат и резонирующие части лица: щеки, лоб, гортань — в результате получается более реальная картина звука.

Стереопара микрофонов в режиме АВ — это капсюли микрофонов расположеные на одном уровне, но на некотором расстоянии друг от друга, на отрезке АВ: в результате получается треугольник АВС — источник звука — вершина С, и две остальные вершины — капсюли А и В.

Стереопара микрофонов в режиме XY — это, когда капсюли находятся в одной точке, но один над другим, и направлены они не по одному вектору, а по разным, под углом к друг другу: источник звука находится в биссектрисе этого углmasaа.

Обычно, система АВ используется, когда есть в наличии два однотипных моно-микрофона, а система XY — когда есть наличии стереомикрофон, типа AKG C-24, Neumann SM-2, Neumann SM-69, Neumann/Gefell Z-64 (хотя использовать XY можно и при двух однотипных моно, они располагаются один за другим ,но второй чуть выше)

Есть еще одни вариант двухканальной записи, называет МС: капсюли стоят перпендикулярно, один к источнику звука, другой под девяносто градусов, но тот, который стоит под девяносто, должен быть включен в режим не кардиоиды ,а восьмерки (иили поставить перпендикулярно не один, а два микрофона в разные стороны, но в режим крадиоиды). Прямой капсюль снимает основной голос, перпендикулярный (-ные) остальное объемное звучание. Звук получается более информативным.

Но режим МС более подходит для эстрады (рока в частности), для академа меньше.

Оптимальной стереопарой для лирического вокала (мягкая классическая подача звука — лир. сопрано, лир. меццо-сопрано, лир. тенор, лир. баритон, моцартовский бас) с 50-тых годов считались узкомембранные Schoeps M-221B. Сейчас их достать очень трудно, фирма Schoeps выпустила им замену M-222, но той естественности и теплоты они пока не дают. Расстояние от источника звука стандартное для студии — 35 — 70 см.

Кстати, фирма Schoeps с учетом передачи полного впечатления от поющего академиста разработала систему не стерео, а пяти и более канальный съем вокала (не только с боков, но и со лба и зауший) — это система Colett , которой пользуются западные студии. Систему Colett регулярно использовал Паваротти, использует Доминго и многие другиFocusrite-Scarlett-Studioе оперные вокалисты.

Считается, что при этом получается максимально полная и детальная возможная запись. Если голос крупный и масштабный (драмтенора или драмбаритоны, а также басы), то микрофоны Schoeps могут не справиться с атаками.

Здесь предпочтительнее либо AKG C-12, Neumann M-269 (или более винтажные) или ЛОМО 19А-19.

Предусилители лучше всего использовать нейтральные, но имеющие максимальную детализацию. Чаще из твердотельных используется предусилительная продукция API.


Запись академ вокала в концертном зале

Здесь певцу все намного привычнее и удобнее, но сигнал самого голоса отделить уже от прочих звуковых составляющих нереально. Задача записи — не получть отдельно взятый голос для последующей редакции, а , наоборот, более точно передать все звуковые особенности зала.

Здесь не важно, как певца поставить, гораздо важнее правильно расставить микрофоны. Для съема основного вокального сигнала используют обычно Neumann U-87 (или другие Neumann), ставят по сторонам стереопару на расстоянии от метра до полутора на стойках на уровне голоса. Сверху используют узкомембранный оверхэд (если голос один, достаточно одного).

В глубине зала для съема2610-3 амбиента используют для микрофона компании «Неватон», или можно один стереомикрофон Neumann SM-2, считающийся лучшим вариантом для снятия амбиента — его достаточно одного.

Предусилители для классики лучше те же самые. Для амбиента, кстати, очень классно себя в последнее время зарекомендовал Long Disamp.

Весь общий сигнал записанных треков (от двух и более) затем балансируется и суммируется микшером либо для двухканакльного формата, либо для форматов 5.1

 

До свидания, до встречи!

Источник: http://vokalistu.blogspot.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *